Учимся разговору и критике

Учимся разговору и критике

0/5

Вся наша жизнь протекает в непрекращающемся общении, будь то диалог с окружающими нас людьми или монолог с самим собой. Себе, конечно, мы можем простить некие неточности в речи, а вот для правильной коммуникации с родными и уж тем более коллегами по работе крайне необходимо грамотно вести разговор. Вот почему так важно понять: «как правильно говорить?»

Из-за неправильно построенного разговора, неумения убеждать, где мягко выражаясь «хромает» деловая речь, могут срываться важные переговоры, а из-за непонимания и вовсе могут рушиться карьеры и семьи. К тому же, ни в школах, ни в университетах не учат, увы, правильной деловой речи, не учат правильно критиковать, не учат, в конце концов, слышать, а не просто слушать собеседника… Отсюда и большинство конфликтных ситуаций в наших жизнях. Предлагаю, впитать информацию ниже и улучшить свою жизнь и жизнь окружающих нас!

Разумеется, для души более приятны непринужденные беседы за чашечкой кофе, однако сейчас хотелось бы обсудить, как научиться говорить и на какие правила необходимо опираться при критике.

Любой разговор может закончиться положительно, если оба собеседника находятся в хорошем расположении духа и позитивном настроении, - думаю, известная всем истина. Поэтому прежде чем обсуждать напряженные темы, обязательно нужно дождаться нужного момента. Потому как эмоциональный всплеск к добру не приведёт, что доказано, увы, многочисленным опытом. Только в уравновешенном состоянии есть возможность убеждать, понимать, слышать.

Предположим, предстоит серьёзный разговор, состоящий из нескольких тезисов. Основной ошибкой, которая допускается многими, - «хождение по мукам вокруг до окала». Не стоит бояться, даже если этот разговор может кардинально изменить Вашу жизнь – будьте кратки и точны. В менеджменте существует правило – начинать разговор с сути, после чего приступать к детальному обсуждению. Стоите под дверью начальника и мечтаете о повышении оклада? Что мешает начать с главного и после радушного приветствия четко сказать: «Хотелось бы обсудить возможность повышения моей заработной платы!» И поверьте, это правило «начала с главного» решает множество проблем!

Не зря было упомянуто слово «радушно» - во всех разговорах, следует сохранять доброжелательность. Прежде всего, воспитаем в себе привычку быть открытым и простым, а уж потом будет задаваться вопросом «как научиться говорить». Бывает, не без этого, что собеседник, мягко говоря, неприятен – что уж таить, на вкус и цвет, как известно, товарищей иногда не сыщешь. Значит, помимо доброжелательности, учимся быть выдержанным и тактичным.

И не зря, опять же, в самом начале было дважды упомянуто слово «слышать». Зачастую общаясь мы либо слушаем, но не слышим, либо слушаем, но слышим то, что хотим услышать и слушать. Следует сразу же обсудить основным понятия и договориться о них – основное правило в деловой речи, будь то профессиональные термины или основные тезисы разговора. Не следует забывать, что в одно и то же слово два разных человека могут вкладывать совершенно противоположные понятия.  Не боитесь пояснений «когда я говорю …, то имею в виду…» Не бойтесь так же переспрашивать «Если я правильно понял, ты имел виду ..?»

Ещё одно наблюдения: никогда не задумывались, после чего из совершенно спокойного с первого взгляда разговора возникает разногласие? Ответ прост – когда собеседники начинают прибегать к оценочным характеристикам. Другими словами – переходят на личности. Часто это бывает в профессиональной сфере и уж тем более в сфере семейной.  Для того чтобы научиться говорить благоразумно, следует научиться выражать свою точку зрения, обходя стороной обвинения и оценку. Ведь продуктивный разговор тот, при котором обе стороны остались в зоне комфорта, согласитесь?.. И коль хотим правильно строить деловую речь и деловую жизнь в целом, учимся мудрости общения!

«Поспешишь – людей насмешить» - пословица, придуманная народом, а, следовательно, имеет под собой твердую основу. Это к чему: дослушиваем собеседника до конца всегда! Даже если торопимся, даже если бурлит желание высказать свою позицию – дослушиваем всегда! И опять же, при полном несогласии, (возвращаемся к прежним правилам), переспрашиваем «Если я правильно понял, ты имел в виду ..?»

Попробуйте и будете поражены – как часто Вы будете получать ответ «Нет, я вкладывал в это другой смысл!»

И какую бы цель не преследовал Ваш разговор, будьте открытыми. Разумеется, интровертам – людям более сдержанным и скрытным, - для этого понадобятся неоднократные тренировки, но, знаете, оно того стоит. Если собеседник поймёт Ваши благие намерения и увидит истинную открытость – разговор пойдёт в другом русле!

Ранее в теме о невербальном общении мы обсуждали, как легко настроить собеседника на наш лад, непроизвольно повторяя его жесты и манеру разговора. Поверьте, это касается не только невербалики. Хотите говорить и убеждать – начните говорить на языке собеседника. Имеется в виду многое: умение услышать его позицию, поставить себя на его место, как бы традиционно это не звучало, умения говорить его словами даже.

Однако это лишь основы того, как научиться говорить. Куда сложнее одолеть разговор с явной критикой, соблюдая при этом рамки дозволенного. Однако нет ничего невозможного, поэтому и это под силу любому желающему!

Начнем с того, что правильно критиковать – это понимать, что собеседник во время коммуникации с Вами явно выходит из зоны комфорта. Вот почему первое правило «нападающего» - не нападать вовсе, а выдерживать паузу. Повторюсь – не переходить на личности, что очень важно, - обсуждаем проблему, а не компетенции человека!

Прежде чем ответить – обдумать, так как поспешные выводы часто ошибочны.
Для того что бы правильно вести дальнейший разговор, правильно убеждать, необходимо дать возможность собеседнику полностью изложить свою точку зрения, акцентировать внимание на его доводах. Кто знает, возможно, необходимость критики и вовсе «сойдет на нет»…

Хотелось бы немного отступить от темы и привести жизненный пример. Работая в компании, где человеческому фактору уделяется немаловажное внимание, я усвоила весомое правило - во всём должна присутствовать обратная связь. В различных ситуациях она может интерпретироваться от положительной обратной до конструктивной обратной. Конструктив используется в случаях, когда подчиненный делает некоторые ошибки. Тогда следует начинать обратную связь с позитива: «Иван Иванович, мне нравится, как вы усвоили ассортимент отдела N нашего магазина», после чего плавно перейти на конструктивную обратную связь «Следует лишь немного поработать над особенностями работы с поставщиком N». И подчиненному не так обидно, и внимание интонацией и прочими хитростями невербалики акцентируется на необходимых аспектах. Только вот частицу «но» не употребляем. Доказано, что подсознательно она пагубно отражается на каждом из нас! Поэтому применяем конструктивную обратную связь в действии, не обижаем и уж тем более не демотивируем драгоценных работников и собеседников!

Для того, кстати, чтобы правильно убеждать, следует накануне обдумать каждую деталь предстоящего разговора, определить те слова, которые смогут изменить ситуацию в нужном русле. Обращаем внимание на темперамент человека – ранимого критикуем помягче, тогда как с самоуверенными ведём себя немного строже.

Однако вне зависимости от жизненной позиции собеседника, - критикуем «с глазу на глаз», только в частном порядке. Это только хвалить нужно в коллективе, а обсуждать рабочие показатели, и уж тем более критику следует преподносить наедине. Как говорила Л.Кваст, - мудрая женщина и по совместительству основательница Career Woman, Inc, - «Только так даже из критики может получиться открытый и честный диалог».

И напоследок, - каждый из нас имеет право на ошибки. На ошибках мы, собственно учимся, становимся мудрее и опытнее. Поэтому компромисс – дело разумное! Слушаем, слышим, идем на эти самые компромиссы и ни на шаг не отступаем от тактичности!



Комментарии



Текст
Капча